Новости сайта | О проекте | Контакты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗНАКИ, УКАЗЫВАЮЩИЕ ПУТЬ К СЕКРЕТАМ ТАРО
Фрагмент из книги Освальда Вирта "Таро магов" ЗНАКИ, УКАЗЫВАЮЩИЕ ПУТЬ К СЕКРЕТАМ ТАРО Колесо Из тех двадцати двух карт, которые, собственно, и есть Таро, на одной не указан порядковый номер. Эта карта называется Дурак и в силу такой своей особенности лишена ранга. Поскольку у этой карты нет номера, ей трудно найти место в колоде. Должна ли она предшествовать Фокуснику (Аркан I) или следовать за Миром (Аркан XXI)? Этот вопрос разрешается сам собой, если карты Таро разложить в форме колеса, как подсказывает нам слово ROTA, которое Гийом Постель вывел из слова TARO. В этом случае Дурак оказывается между началом и концом, где он символизирует иррациональную и непостижимую Бесконечность, из которой мы вышли и куда нам предопределено вернуться.
Расположение в форме колеса очень важно, поскольку образующийся круг естественным образом делится на две половины, в каждой из которых по одиннадцать карт. Для установления взаимосвязей между ними имеет смысл расположить их в два ряда, как показано ниже:
Аналогии противоположностей Сравнивая попарно карты из этих двух рядов, нельзя не заметить определенного контраста, в особенности между Арканами 1 и 0, 7 и 16, 10 и 13, 11 и 12.12 Действительно, совершенно очевидно, что Фокусник (1) являет собой разумного и находчивого человека, который точно знает, что он делает, тогда как Дурак (0) безрассуден и слепо шагает, сам не ведая куда. Колесница (7) с триумфатором возвышается над Домом Божьим (16), с которого падают два человека; так вознесение к успеху связывается в Таро с катастрофическим падением, словно напоминая нам о Тарпейской скале, соседствующей с Капитолийским холмом. Колесо Фортуны (10) обещает неожиданную удачу, в противоположность Смерти (13), которая символизирует неотвратимую угрозу рока. Сила (11) противопоставляет созидательную мощь бессилию Повешенного (12), руки которого связаны. Контраст, хотя и менее заметный, существует и между остальными Арканами, поэтому можно сделать вывод, что каждая половина Таро должна иметь некое общее значение, противоположное значению другой половины. Иахин и Воаз Как определить эти два общих значения? Сначала у нас возникает искушение приписать первому ряду благоприятное значение, а второму -- неблагоприятное, но стоит нам приглядеться повнимательнее, как все сразу встает на свои места. Оказывается, дело не столько в "хорошем" и "плохом", сколько в активности и пассивности. В Посвящении различаются два пути: Сухой, мужской, рациональный или дорический, и влажный, женский, мистический или ионический. Первый путь основан на развитии индивидуальной инициативы, рассудке и силе воли. Он подходит мудрецу, который никогда не теряет контроль над собой и полагается только на свои силы, не надеясь на помощь со стороны. Второй путь прямо противоположен первому и не связан ни с развитием внутренних свойств, ни с расширением личных энергий. Избрав этот путь, мистик должен развить свое восприятие и не давать, а только лишь принимать. Ось Таро Каждый из двух рядов Таро разделен на две равные части Арканами 6 и 17, которым предшествуют и за которыми следуют группы по пять Арканов. Таким образом, следует определить значения двух средних Арканов (6 и 17) и этих четырех групп по пять карт.
Следует отметить, что в мужском, или дорическом, посвящении теория предшествует практике, тогда как в женском, или ионическом, все происходит в точности наоборот: пассивный субъект вначале побуждается к практическим действиям и лишь затем к нему приходит понимание. Для того, чтобы развить сознательную деятельность (дорический путь), следует начинать с приобретения знаний, которые связаны с Арканами 1, 2, 3, 4 и 5. Когда обучение завершится, посвящаемого ждет моральное испытание, представленное Арканом 6. Если он успешно пройдет это испытание, ему будет позволено перейти к практической деятельности, направление которой намечено Арканами 7, 8, 9, 10 и 11. В сфере пассивности (ионический путь) мистическая отрешенность немедленно проявляется в поступках, которые символически представлены в Арканах 12, 13, 14, 15 и 16; затем при помощи внешних влияний, на которые указывает Аркан 17, постепенно достигается просветление, стадии которого отражены в Арканах 18, 19, 20, 21 и 0. Мы не будем подробно рассматривать свойства двух главных путей Посвящения, поскольку внимание читателя следует в первую очередь сосредоточить на четырех группах по пять Арканов, которые предоставляют ключ к расшифровке всего Таро. Эти группы исключительно важны в силу своей взаимной согласованности, поскольку равнозначные Арканы в них указывают на значение друг друга. Таким образом, если расшифрована первая группа, то по аналогии и с помощью правильной подстановки легко проясняется значение всех остальных, как мы продемонстрируем ниже. Первая группа Арканов Папесса (2) и Императрица (3) образуют пары с Императором (4) и Папой (5). Данная группа из четырех карт обособлена от Фокусника (1), и этот факт заставляет нас противопоставить его следующим за ним Арканами. Таким образом, в подготовительной, или теоретической, стадии дорического посвящения кватернер противополагается единице. В том, что касается учебы и интеллектуальной подготовки, единица соответствует мыслящему субъекту. Поэтому Фокусника (1) можно рассматривать как олицетворение "Я", сознательного принципа, отправной точки всякой инициативы. Это простой субъект всего знания, множественный объект которого символизируют четыре перечисленных выше симметричных Аркана. Эта группа Арканов включает в себя двух мужчин и двух женщин, исполняющих мирские или религиозные функции. Половые различия могут касаться только индуктивного или дедуктивного знания: индуктивное соответствует женскому духу, тогда как мужской интеллект превосходен в дедукции. С другой стороны, эти функции наводят на мысль о древнем разделении наук на священнические, метафизические или абстрактные, и королевские, физические или конкретные. Это приводит нас к следующим толкованиям: Папесса (2): Индуктивное священническое знание; интуитивная Метафизика; рациональная Вера или Гнозис. Императрица (3): Индуктивная королевская наука; Физика; Наблюдение за конкретной природой. Император (4): Дедуктивная королевская наука; Математика и другие точные науки, применимые к конкретному. Папа (5): Дедуктивное священническое знание; религиозная Философия, Онтология, Каббала, Эзотеризм. Поясняющие перестановки Аркан 6 (Влюбленный) знаменует переход от теории к практике, от подготовительной учебы к применению знаний. Поскольку он связывает Арканы 5 и 7, Колесница (7) указывает на применение на практике знаний и моральных качеств полностью обученного посвященного, которого символизирует Папа (5). Аналогичная связь существует между Арканами 8 и 4, 9 и 3 , 10 и 2, 11 и 1. В каждом случае Аркан второй группы применяет на практике то, что равнозначный Аркан первой группы содержит только в потенции или в теории. Пассивный ряд Таро представляет собой, так сказать, перевернутое отображение активного. Таким образом, взаимосвязь между всеми 22 Арканами можно представить в виде следующей схемы:
Вторая группа Арканов Трансцендентное и абстрактное учение, провозглашаемое Папой (3) с его незыблемого престола, применяет на практике торжествующий хозяин Колесницы (7), который путешествует по миру на подвижном троне. Этот разумный посланник повсюду приспосабливает идеальное к практическим нуждам. Он борется с жестокой действительностью и преобразует ее, согласовывая противоположности: дух и материю, эгоизм и альтруизм. Он -- судья, миротворец, мудрец, который правит благодаря своим знаниям и моральному авторитету. Математическая точность (Император, 4) в сфере морали превращается в Справедливость (8), поскольку ћсправедливость -- это не что иное, как математика в действии, на практике», как верно заметил фурьерист Берто-Гра, цитируемый Лакюриа. Дедуктивная королевская наука показывает нам, как привнести в мир порядок; она расставляет все по своим местам и тем самым обеспечивает стабильность, равновесие и правильное функционирование. Поэтому Аркан 8 мы можем связать с мудростью, которая сохраняет, заведует и управляет. Индуктивную мирскую науку (Императрица, 3) развивает Отшельник (9), символизирующий ученого, который постепенно и очень осторожно проясняет тайны природы. Колесо Фортуны (10) обещает успех в практических делах человеку, который использует свою интуицию (Папесса, 2). Для того, чтобы извлечь пользу из превратностей судьбы, нужно уметь предвидеть. Сила (11) принадлежит Фокуснику (1), который полностью осуществил свой план. Третья группа Для того, чтобы понять значения Арканов 0, 21, 20, 19 и 18, достаточно ћперевернуть» значения первых пяти Арканов. Дурак (0), в противоположность Фокуснику (1), являет собой пустого человека, "Я" которого, будучи лишенным контроля и всякой личной инициативы, подчиняется абсолютно всем внешним влияниям. Мир (21) представляет Великое Всё, которое воздействует на чувствительного человека и вводит его в экстаз. Экстатические способности являются в пассивной сфере тем же, чем в активной сфере является интуиция (Папесса, 2). Суд (20) противопоставляет непосредственную и стихийную природу вдохновения исследовательскому усердию и терпеливости Императрицы (3), олицетворения индуктивных королевских Наук. Солнце (19) является источником того духовного света, который вдохновляет художника и поэта. Озарение гения противопоставлено математической точности (Император, 4), тем не менее искусство, осознанно или нет, подчиняется строгим правилам, то есть, в конечном счете, закону чисел. В активном ряду интеллектуальный синтез сугубо рационален (Папа, 5); в пассивном же он основывается на воображении. Луна (18) излучает неясный свет, который зачастую вводит в заблуждение, подобно миражам воображения. Последняя группа Звезды (17) связаны с судьбой. Они определяют участь пассивного человека, которому не нужно выбирать свой путь самостоятельно, в отличие от дорического посвященного, который представлен Влюбленным (6) и, подобно юному Геркулесу, призван выбирать между Пороком и Добродетелью. Возбужденное воображение (Луна, 18) вызывает к жизни сумасбродные прожекты, осуществление которых может привести только к краху, представленному Домом Божьим (16). Аркан 16 указывает на все химерические предприятия, ведущие к прямой противоположности триумфа (Колесница, 7). Тот, кто наделен даром художника (Солнце, 19), способен заниматься оккультными искусствами. Своими заклинаниями он воздействует на душу мира, магический агент, символом которого выступает Дьявол (15). Этот Аркан противопоставляет беспокойство и высвобождение иррациональных инстинктов обычному спокойствию и логике Справедливости (8). Вдохновленный человек (Суд, 20) восприимчив не только интеллектуально. Работая над чем-либо, он привлекает к себе универсальный жизненный флюид, который он потом может передавать другим. Именно этот флюид Умеренность (14) переливает из одного сосуда в другой. Купание в океане этого флюида противопоставлено аскетизму и полному уединению Отшельник (9). С экстазом (Мир, 21) связана способность восстанавливать, дающая новую жизнь тому, что скошено Смертью (13). Антагонизм Арканов 10 и 13 очевиден с первого взгляда; они символизируют соответственно добрую удачу и ужасный рок. Повешенный (12) представляет человека, который жертвует собой ради других. Здесь пассивность Дурака (0) приобретает утонченный характер. Она способствует осуществлению Великого Делания, завершение которого знаменует конец пути мистического, тогда как путь естественный, или позитивный, оканчивается, как мы уже видели, в Силе (11). Одиннадцать пар Итак, мы уже располагаем кое-какими сведениями, но они еще слишком скудны и потому нуждаются в постепенном пополнении. С этой целью давайте еще раз попарно сравним Арканы из двух рядов Таро.
Сравнительные тетрадыПри рассмотрении перечисленных выше пар обнаруживается чрезвычайно любопытная закономерность. Если объединить их по две, оказывается, что определенные связи существуют не только в пределах пар, но и между элементами разных пар. Нижеследующие тетрады заслуживают нашего особого внимания:
В каждой из этих тетрад первый Аркан относится ко второму так, как третий к четвертому; кроме того, первый Аркан относится к третьему так, как второй к четвертому; и первый относится к четвертому так, как второй к третьему. Для того, чтобы глубоко изучить Таро, важно решить серию задач и уравнений, которые возникают при анализе этих тетрад. Такое интеллектуальное упражнение будет особенно полезным тому, кто намеревается использовать Таро для прорицания. Нижеследующие таблицы помогут выделить обобщающую идею, которая связывает четыре Аркана друг с другом, а также выявить различные аспекты этой идеи, передаваемые каждым Арканом в отдельности.
Надеемся, что сухость представленных выше таблиц не остудит интереса читателя, ведь они оставляют ему широкое поле для исследований, которые он должен будет провести сам. Чтобы расшифровать Таро, совершенно необходимо упражняться в сопоставлении Арканов и выяснять значения малейших сходств и расхождений. Вдумчивый ум сможет извлечь из каждой тетрады достаточно материала для пространных рассуждений, но каждый должен думать самостоятельно. С нашей стороны было бы огромной ошибкой давать исчерпывающие объяснения тому, кто стремится к серьезному изучению Таро. КАББАЛИСТИЧЕСКОЕ ТАРО Число 21
Но мы можем отложить в сторону Дурака, который отличается от остальных карт отсутствием номера. Тогда Таро разделяется на две категории, причем в первую входит только один Аркан, Дурак, который в одиночку уравновешивает 21 Аркан второй группы. Итак, оставим на время Дурака, к которому мы еще вернемся, и продолжим изучение ряда нумерованных Арканов. Поскольку число 21 кратно 3 и 7, мы рассмотрим семь групп по три карты в каждой и три группы по семь карт. Закон Тернера Во всяком развитии необходима тройка, которая, в сущности, образует единицу. В каждом единичном действии можно различить три составляющие: 1. Активный принцип, причина или субъект действия. Эти три составляющие неразделимы и взаимозависимы, вот откуда проистекает то три-единство, которое мы находим во всех вещах. Понять важность данного закона поможет следующий пример. Идея творения подразумевает: 1) творца, 2) процесс творения, 3) сотворенное. Как только один из этих элементов устраняется, исчезают и два остальных, ибо без творца нельзя себе представить ни процесс творения, ни его результат. С другой стороны, творец является таковым только потому, что творит; вне процесса творения не существует ни его, ни результата. Если же, наконец, исключить сотворенное, то есть результат, не останется ни творца, ни процесса. Обобщая, заметим, что среди элементов тернера первый является преимущественно активным; второй -- промежуточным, то есть активным по отношению к следующему элементу, но пассивным по отношению к предыдущему; третий же -- сугубо пассивным. Первый соответствует духу, второй -- душе и третий -- телу. Такая же взаимосвязь обнаруживается и в Таро, Арканы которого можно сгруппировать следующим образом: СЕМЬ ТЕРНЕРОВ
ТРИ СЕПТЕНЕРА
Теософские действия В оккультизме все числа имеют определенное значение, в особенности числа простейшие. Для определения этого значения используются два действия, известные как теософское сложение и теософское сокращение. В первом действии к рассматриваемому числу прибавляются все числа, предшествующие ему в обычном числовом ряду: 4 = 1 + 2 + 3 + 4 = 10 Во втором действии любое число, записываемое несколькими цифрами, сводится к девяти первым числам. Для получения такого результата нужно складывать между собой все цифры в записи сложного числа, до тех пор, пока их сумма не будет сведена к одной цифре: 1899 = 1 + 8 + 9 + 9 = 27 = 2 + 7 = 9 Теософские действия с рядом чисел показывают, что все числа группируются по три, причем первый элемент каждой тройки можно свести к единице. Нижеследующая таблица демонстрирует, что любое число сокращается до 1, 3, 6 и 9; кроме того, она показывает нам важность древнего понятия эннеады, то есть девятки, поскольку весь числовой ряд делится на девятки, образованные регулярным повторением чисел 1, 3, 6 --- 1, 6, 3 --- 1, 9, 9.
Числа, которые сокращаются до единицы (4, 7, 10, 13, 16 и т. д.), сводят к единице предшествующие им тернеры, так что всю последовательность чисел можно записать следующим образом:
Эти сведения очень важны для понимания Таро, структура которого, в сущности, основывается на древней науке о числах. Сефирот Согласно Каббале, Числа, или, по-древнееврейски, Сефирот (множественное число от Сефира) позволяют проникнуть в тайну творения, объясняя, как из единицы получается множество. Эта единица, первопричина и отправная точка всего сущего, центр, из которого все исходит и который содержит в себе все вещи, находящиеся в потенции, зародыше или семени, получила имя КЕТЕР, что означает Корона или Венец. Она, как и Фокусник (1), являет собой источник всякой активности, и в особенности всякой мысли. Это Отец, живой Бог, который говорит: "Эхие, Я Есмь!" Вторая Сефира называется ХОКМА, Мудрость, и соответствует творческой мысли, прямому потомку Отца, его "перворожденному", Сыну, Слову, Глаголу, Логосу или Высшему Разуму, символом которых также выступает загадочнная Папесса (2) Таро. Третья сефира, БИНА, Разум, Постижение, связана, как и Императрица (3), с зарождением идей, с Девой-Матерью, которая рождает изначальные образы всего сущего. Этот первый тернер связан с интеллектом и соответствует чистой мысли, или духу. Следующий тернер относится к сфере морали и связан с чувствами и проявлением воли, то есть с душой. Четвертая Сефира: ХЕСЕД, Милосердие, Сострадание, Благодушие, или ГЕДУЛА, Величие, Великолепие. Созидательная доброта, вызывающая к жизни все существа. Сила, которая дарует и распространяет жизнь. Император (4). Пятая Сефира: ГЕБУРА, Строгость, Суровость, ПЕХАД, Наказание, Страх, или ДИН, Суд. Сила воли, которая поддерживает дарованную жизнь и управляет ею. Долг, моральный закон. Папа (5). Сердечность, чувствительность, привязанности, которые определяют волю. Влюбленный (6). Третий тернер относится к динамической сфере и связан с действием, осуществлением, воплощением, то есть с телом. Седьмая Сефира: НЕЦАХ, Триумф, Победа, Твердость. Координирующий принцип, который управляет миром, направляет движение и руководит прогрессом: Великий Архитектор Вселенной. Колесница (7). Восьмая Сефира: ХОД, Величие, Слава. Порядок, который природа соблюдает в своей работе. Непреложный закон бытия. Справедливость (8). Девятая Сефира: ЙЕСОД, Основание, Фундамент. Божественный замысел. Скрытые энергии, управляемые тем, что находится в процессе становления. Астральное тело. Отшельник (9). Эти три тернера Сефирот сводятся к единице десятой Сефирой: МАЛКУТ, Царство, Правление, Господство. Она объединяет мысль, волю и действие, то есть дух, душу и тело, создавая совершенное существо. Это так называемый Небесный Человек, или Адам Кадмон. Материально он не существует, но объединяет божественные созидательные принципы, которые вступают в действие, чтобы дать жизнь человеку. Последний обретает телесную форму на физическом плане только после обособления, инволюции, которая представлена Колесом Фортуны (10). Десятую Сефиру также называют Царицей; тогда шестая становится Царем. Что же касается высшего Адама, то он выступает преимущественно Посредником, связывающим Бесконечное с Конечным. Его Корона касается Непостижимого Абсолюта (ЭНСОФ, или Бесконечного), а стопы -- материального мира. Тройки тернеров Сефирот дают ключ к первым трем тернерам Таро. Эти девять Арканов составляют единое целое, которому соответствует вторая группа, образованная следующими девятью Арканами.
Теософские суммы чисел, которые занимают в этих тройных тернерах одинаковые положения, равны. Между значениями соответствующих Арканов тоже наблюдается полная аналогия. Но если первая эннеада соответствует Адаму Кадмону, то есть идеальному Человеку, отвечающему божественному замыслу, согласно которому строится вся человеческая индивидуальность, то вторая указывает на Адама земного -- Человечество, состоящее из множества обособленных индивидуумов, но в то же время представляющее собой единое и вечное коллективное существо, оживляющее наши временные организмы, которые по отношению к нему являются тем же, чем каждая из наших органических клеток является по отношению к единому целому нашей индивидуальной личности. Кроме того, эннеада представляет собой не что иное, как утроение тернера "ДУХ, ДУША, ТЕЛО",
На основе этого наблюдения мы можем дать параллельное толкование Арканам каждого из тройных тернеров:
Синтетический тернер Земному Адаму, созданному по образу Адама Небесного, предназначено преодолеть свою падшую природу, из-за которой он оказался в рабстве у материи. На это искупление указывает последний тернер Таро. 19. Солнце -- Дух. Искупитель. Божественный Разум, который просветляет творение, чтобы возродить его и наделить божественной природой. 20. Суд -- Душа. Акт искупления. Святой Дух, или божественное дыхание, оплодотворяющее умы. Вечная жизнь. 21. Мир -- Тело. Искупление свершилось. Воссоединение с божественным Целым. Одухотворенная, возвышенная, обожествленная Материя. Царство Божие. Небесный Иерусалим. Достигнутое совершенство. А теперь уместно объединить все семь тернеров в одну высшую единицу, которую представляет Дурак, символ ЭНСОФ, Бесконечного, Безграничного, Непостижимого, Тайны Тайн. Эта Изначальная Ночь, Пустота, Бездна, откуда все появляется и куда затем все возвращается, кажется небытием, хотя только она и обладает вечным и неизменным бытием. Абсурдность и противоречивость этого Бытия-Небытия приводит в замешательство наш рассудок, но мы все же вынуждены признать его необходимость и неизбежность. Его символами выступают закрытый глаз, черный диск или ноль, который в нашей системе счисления выглядит как пустая окружность, 0. Мы называем его недифференцированным Единством, или сущим, хотя оно и кажется нам несуществующим. Все дело в том, что абсолютное единообразие недоступно для нашего восприятия, которое подчиняется закону контрастов. Восприятие, таким образом, есть синоним различения. Но то, что мы способны различить, бесконечно мало по сравнению с тем, что остается слитым с неосязаемым ЕДИНЫМ. Все наши знания всегда будут теряться подобно атому в бесконечности нашего неведения; поэтому сфера Дурака должна охватывать и заключать в себе сферу всех остальных Арканов. Три септенера Из семи тернеров, которые образованы 21 первым Арканом, три первых находятся в оппозиции к трем последующим, а последний сводит все к единому целому, к единице. В этом и заключается закон септенера. Его смысл также проясняет печать Соломона, как видно из следующего рисунка, на котором сумма противостоящих чисел всегда равна 7 (1 + 6 = 7, 2 + 5 = 7, 3 + 4 = 7):
Два переплетающихся треугольника символизируют плодотворный союз двух факторов, необходимых для любого рождения: Мужского и Женского, Активного и Пассивного, Огня и Воды, Духа и Материи и т. д. С этим двойным зачинающим и порождающим фактором связаны первые шесть элементов каждого из септенеров Таро, седьмой же элемент является обобщающим и указывает на возврат к Единству, а также на полученный результат.
После всего сказанного о тернере можно не колебаться в интерпретации этих трех септенеров, которые соответствуют нижеследующим триадам:
Первый септенер связывает вместе первые два тернера Таро, союз которых, представленный Арканом 7, отображает жизненный Дух, управляющий органами. Учитывая предшествующие объяснения, этот вывод совершенно очевиден. Второй септенер порождает вселенскую жизнь (14), соединяя следующие факторы: В активной сфере: 8. Справедливость. Изначальный закон всякой деятельности. 9. Отшельник. Скрытые энергии, аккумулированные для будущей созидательной работы. 10. Колесо Фортуны. Порождающий принцип, придающий начальный импульс индивидуальному существованию. В пассивной сфере: 11. Сила. Экспансия индивидуума. 12. Повешенный. Индивидуальное слово, превращаемое в жизненную силу. 13. Смерть. Непрерывное обновление существ. Третий септенер аналогичным образом посвящает нас в тайны вечной субстанции (21), которая постепенно сгущается и превращается в эфир. Активные сгущающие принципы: 15. Дьявол. Соблазняющий инстинкт, источник ограничивающего и воплощающего эгоизма. 16. Дом Божий. Падение, бунт, изоляция, воплощение. 17. Звезды. Создание конкретных форм. Эфирные принципы, влияние которых воспринимается пассивно: 18. Луна. Облагораживание и возвышение Материи посредством Падшего Духа. Осуждение на труд. 19. Солнце. Союз Духа с очищенной Материей. 20. Суд. Окончательное одухотворение.
Число прочтений: 6052
|
© www.bik-rif.ru 2010-2024 |